Методическая разработка урока по предмету: Кубановедение

Тема урока: Черноморцы на Кубани.

Цели:

1. Ознакомить студентов с причинами переселения казаков на Кубанские земли;

2. Изучить основные этапы развития Кубани, основание столицы края, городов и станиц;

3. Изучить влияние исторических личностей на историю края;

4. Развивать умение анализировать, делать выводы;

5. Способствовать развитию исторического мышления;

6. Развивать познавательную активность учащихся, монологическую речь, навыки работы с опорным конспектом;

7. Воспитывать гражданственность и патриотизм студентов;

8. Воспитывать чувство сопричастности к происходящим событиям в родном крае, формировать ответственность за будущее России;

9. Прививать любовь к малой Родине.

10. Воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности студентов.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Студентам предлагаются вопросы, первая буква ответа, записывается на доске (название темы).

К – каменный (какой век первобытнообщинного строя делится на палеолит, мезолит и неолит)?

А – Александр (какой князь получил прозвище «Невский»?

З – зерно (что являлось основным экспортом Боспорского царства)?

А – Аскольд (первый князь Киева, которого убил Олег, чтобы захватить престол)?

Ч – Чингиз (кто в 1206 году на курултае получил прозвище, которое в переводе обозначает «великий как море, океан»)?

Е – ездили (что делали скифы, когда у них умирал царь)?

С – составные (как называются дольмены, с одной, или нескольких сторон выложенные из более мелких плит)?

Т – Тмутаракань (как называлась Кубань во время Киевской Руси)?

В – Владимир (князь, прозванный в народе «красное солнышко»)?

О – орудия труда (почему при раскопках определяют исторический период)?

Н – неолит (в какой период человек стал называться homo sapiens)?

А – археология (как называется наука, с помощью раскопок изучающая жизнь древних людей)?

К – курган (что было обнаружено на пересечение двух улиц города Майкопа в 1987 году)?

У – убить первого врага (что должны были сделать скифские воины, чтобы обрести бессмертие)?

Б – Боспорское (как называлось царство, которое в 480 году до н.э. организовали жители древней Эллады)?

А – армия (что было создано великим Чингизханом)?

Н – Новосвободненский (курган, знаменитый фризами)?

И – испуны (как назывались дольмены по легенде адыгейцев)?

III. Изучение нового материала.

Использование презентации, фрагментов фильма: «Тарас Бульба», «Восстание под предводительством Е.Пугачева».

Тема урока: Черноморцы на Кубани.

(слайд № 1)

Преподаватель: Сегодня мы с вами будем изучать тему: Черноморцы на Кубани.

Для этого нам необходимо будет вспомнить ранее изученный материал, по истории России, который вы изучали на I курсе.

Черноморское казачье войско было создано на базе Запорожской Сечи.

Вот так выглядели казаки Запорожской Сечи. Они были прекрасными воинами, которых ценили за мужество и отвагу правители многих государств. Казаки были вольнонаемными и предлагали свой воинский талант тем, кто желал платить за это деньги.

Фрагмент фильма: «Тарас Бульба».

Емельян Пугачев поднял восстание против Екатерины II. Выдавая себя, за Петра III, он захватил огромные территории.

Фрагмент фильма: «Восстание под предводительством Е.Пугачева».

Восстание Емельяна Пугачева 1773-1775 г.г. активно поддержали казаки. (слайд № 2)

Но Е.Пугачева предали. Его схватили и в клетке доставили в Москву.

Восстание было жестоко подавлено. Пугачев казнен в Москве на Болотной площади 10 января 1775 г.

(слайд № 3)

Великая императрица Екатерина II пожелала уничтожить и запорожцев, поддержавших Пугачева.

(слайд № 4)

Но Григорий Потемкин убедил ее не уничтожать запорожцев, а переселить их на Кубанские земли.

(слайд № 5)

После окончания русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Кубанские земли вошли в состав России.

(слайд № 6)

Екатерина II указом от 14 января 1788 года поручила главному администратору страны Г. Потемкину решить вопрос о переселении казаков на Кубанские земли.

(слайд № 7)

30 июля 1792 г. Екатерина II выдала грамоту войсковому судье, Антону Андреевичу Головатому.

(слайд № 8)

Вот перед вами картина, изображающая момент, когда А.Головатый получает жалованную грамоту из рук императрицы.

(слайд № 9)

В грамоте были обозначены:

1. Государственные границы;

2. Земли, даримые казакам;

3. Обязанности казаков:

4. Необходимость принятия присяги императрице:

5. Льготы (казаки получали по 50 рублей золотом и бесплатно землю).

(слайд № 10)

15 августа черноморцы торжественно встречали депутатов из Петербурга с долгожданными царскими грамотам.

Уже в 7 утра в Слободзее казаки парадно выстроились в два ряда, начиная от церкви и далее за пределы селения. Возле церкви была установлена возвышенная площадка, покрытая турецкими коврами, для принятия грамот. Рядом поставили стол для монарших даров. Полукругом вокруг них выстроились старшины с булавами и знаменами. По правую сторону в полном облачении стояло духовенство. Пушки тремя выстрелами оповестили о прибытии казачьих депутатов. Кошевой атаман снарядил им навстречу самых уважаемых старшин с хлебом и солью. Приняв их, Антон Головатый направился к Захарию Чепеге Впереди войскового судьи четыре штаб-офицера несли присланный императрицей каравай хлеба на красивом блюде. За ним сам судья нес на втором пожалованном царицей блюде солонку и грамоты. Рядом с ним шли его малолетние сыновья Георгий и Афанасий. Афанасий почтительно поднес кошевому атаману письмо от Екатерины II, а Георгий пожалованную императрицей саблю, украшенную драгоценными камнями. В этот момент началась пушечная и ружейная стрельба. Захарий Чепега принял дары, поцеловал монарший хлеб и отдал грамоты войсковому писарю, который громко их зачитал. Затем в церкви начался молебен. Вновь выстрелы из пушек завершили официальную церемонию, за которой последовало застолье. Первый тост за здравие императрицы был ознаменован салютом из 101-й пушки.

Захарий Чепега – первый атаман черноморского казачьего войска.

(слайд № 11)

Переселение запорожских казаков началось еще до получения грамоты. Кошевой атаман Чепега Захарий Алексеевич снарядил флотилию под командованием Саввы Леонтьевича Белого.

Первый отряд высадился на Тамани 25 августа 1792 г. Этот день можно считать днем новоселья на Кубанских землях Черноморских казаков.

(слайд № 12)

Памятник казакам, высадившимся на Тамани 25 августа 1792 года.

2 сентября 1792 г. с войсковым правительством и конными полками прибыл отряд во главе с Чепегой. С ним двинулись обозы семейного казачества, войсковой штаб, 3 конных и 2 пеших пятисотенных полка. Вплоть до осени 1793 года сушей и морем на Кубань прибывали партии переселенцев. Последнюю из них привел Антон Головатый. К тому времени на новое местожительство прибыло 17 тысяч человек, из которых около 5 тысяч составляли женщины и дети.

Причины переселения черноморцев на Кубань:

1. Необходимость охраны новой государственной границы по реке Кубани;

2. Хозяйственное освоение Правобережной Кубани;

3. Неустойчивое положение черноморцев в Приднестровье;

4. Необходимость пресечь возможность бегства крепостных крестьян из России через Зарубежье в Задунайскую Сечь;

5. Желание владеть удобными и плодородными землями.

В Карасунском куте по распоряжению Захария Чепеги, Антона Головатого и Саввы Белого был основан город Екатеринодар в 1793 году.

(слайд № 13)

Перед вами фрагменты города Екатеринодар.

(слайд № 14,15)

Переселившееся на Кубанскую землю Черноморское казачество было малочисленным и не могло успешно выполнять военные функции. Остро встал вопрос о переселение желающих. В первой половине XIX века российское правительство организовало три массовых переселение казаков и крестьян с территории Малороссии. К 1809-11 годам переселенцев насчитывалось 41 тыс. человек, но это не решило проблему. Второй – с 1821 по 1825 годы.

Третье с 1848 по 1849 г. К 1860 г. население Черномории составляло 172317 человек.

На Кубанской земле строились города, станицы.

Вот так выглядели хаты казаков.

(слайд № 16)

на кубанской земле. Их делали из самана, крыши покрывали соломой или камышом.

Памятники Великой императрице Екатерине II.

(слайд № 17)

По распоряжению Александра II в 1874 году, образована Тихорецкая железнодорожная станция.

(слайд № 18)

Обязанности казаков:

1. Охрана государственных границ;

2. Занимались скотоводством (овцеводство и коневодство);

3. Земледелие;

4. Рыболовство;

5. Ремесленничество.

Уровень жизни казаков в дореволюционной России был достаточно высок: На один казачий двор приходилось: 8 голов крупнорогатого скота, 2 лошади, 13 овец, 300 голов птицы.

(слайд № 19)

IV. Закрепление поученных знаний.

Студенты отвечают на вопросы пройденной темы:

1. На базе чего было сформировано Черноморское казачье войско?

2. Когда Екатерина II поручила главному администратору страны Г.А. Потемкину решить вопрос о переселении казаков?

3. Что произошло 30 июля 1792 г.?

4. Кто получил жалованную грамоту из рук императрицы?

5. Что было указано в грамоте?

6. Кто был первым атаманом Черноморского казачьего войска?

7. Какой день считается новосельем на Кубанских землях казаков?

8. Когда был основан город Екатеринодар?

9. Кто принял решение об основании Екатеринодара?

10. Когда был образована Тихорецкая?

11. Какие были занятия у казаков?

12. Докажите, что казаки были зажиточными.

V. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание.