УПОТРЕБЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В РЕЧИ

Цели:

обучающая: обучить применению фразеологизмов в речи,

развивающая:  развить представления учащихся об устойчивых сочетаниях слов:   фразеологизмах, крылатых выражениях, пословицах, поговорках  и т.д.

воспитательная:  воспитать уважение к слову, к истории языка.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объяснение материала   (слайд 1).

Мы продолжаем изучать лексический состав языка. Сегодня мы поговорим о сложном и интересном языковом явлении.

Четырехлетняя девочка однажды спросила у мамы: «Когда наступит лето?» Мать ей ответила: «Очень скоро, не успеешь оглянуться». Девочка начала вертеться: «Оглядываюсь, оглядываюсь, а лета нет».

К.И.Чуковский «подслушал» этот случай в жизни. Итак, сегодня мы говорим с вами о фразеологии, или фразеологизмах, об устойчивых сочетаниях слов, то есть слова в составе фразеологизма теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все выражение в целом.

- (Вопрос учащимся) Что такое фразеологизмы и фразеологические обороты?

Фразеологизмы существуют в тесной связи с русской лексикой, помогают понять историю и характер народа, его отношение к достоинствам и недостаткам:

- мастер на все руки (человек, умеющий все делать, искусный   во  всяком деле)

- бить баклуши (бездельничать. Баклуши – чурбачки дерева, на заготовки для мастера-ложкаря, работа считалась пустячной, ее обычно выполняли подмастерья)

Фразеологизмы изучают очень серьезно, создаются словари. Один из таких словарей был составлен под редакцией А.И.Молоткова (демонстрация словаря, знакомство с его структурой), а другой словарь фразеологизмов говоров Кубани был составлен преподавателями Армавирского государственного педагогического института (демонстрация словаря, знакомство с его структурой).

(Четверо учащихся работают со словарями)

Задания для работы со словарями (Словарь фразеологизмов говоров Кубани)

Прочитайте фразеологизм, объясните его значение, придумайте с ним предложение,  к каждой букве подберите новый фразеологизм, обращаясь к словарю фразеологизмов говоров Кубани.

Идти по миру. «Нищенствовать, просить милостыню»

Искать кости в молоке.   «Капризничать, привередничать»

Давать рахубы.  «Привести кого-то, что-то в надлежащий вид»

Тюльку травить. «Врать»

Играть в кулючки.   «Прятаться»

Пришить язык. «Заставить замолчать»

 

Отведи и помилуй. «Пожелание кому-то избежать какой-то неприятности»

Молочко на вербу полезло. «Молока стало меньше»

 

Играть  в кумушки «Бездельничать, сплетничать, сидя на лавочке у дома»

Разминуться с добротой. «Стать врагами»

Укусить и меду дать. «Вести себя лицемерно, скрывая свое истинное отношение к человеку»

Задания для 2 учащихся (работа с фразеологическим словарем):

Составьте фразеологизмы из «рассыпанных» слов, устно объясните их значения, составьте с двумя любыми фразеологизмами предложения, запишите их

во        весь       каши      спустя      не   сваришь      язык        дух    рукава     длинный

во весь дух

каши не сваришь

длинный язык

спустя рукава

- Пока ребята будут выполнять задания, работая со словарями, мы с вами выполним задание №1

Задание 1

Составьте фразеологизмы, соединив слова из столбиков. С двумя фразеологическими оборотами составьте предложения.

курица                  в мешке

 

кот                         на сене

собака                   лапой

наплакал

 

Курица лапой, кот наплакал, собака на сене, кот в мешке

- А теперь давайте выясним, откуда фразеологизмы приходят в нашу речь.

По происхождению фразеологизмы условно можно разделить на три группы (слайд 3,4,5):

1) исконно-русские:

v водой не разольешь (очень дружно),

v орать во всю ивановскую (громко, кричать, голосить и т.д. Площадь в Кремле, на которой раньше оглашали указы, распоряжения и др.),

v зарубить на носу (запомнить. Нос - памятная дощечка неграмотных людей, на которой делались зарубки. Современный аналог – крестик на руке),

v баюшки-баю (от глагола баять, рассказывать сказки),

v человек в футляре (из рассказа А.П.Чехова, человек, отгородившийся от жизни, боящийся всего нового)

2) заимствованные из старославянского языка (источник – христианские книги)

v ищите и обрящете (ищите и найдете),

v хлеб насущный (необходимые средства для жизни)

3) заимствованные из других языков

v ахиллесова пята (слабое место),

v избиение младенцев (слишком строгие меры),

v панический страх

v NB – нотабене, обрати внимание,

v сальто мортале (переворот через голову в прыжке),

v терра инкогнита (земля неизведанная),

v а ля гер ком а ля гер (фр. На войне как на войне),

v се ля ви (ит. Такова жизнь),

v шерше ля фам (фр. ищите женщину).

Так как много фразеологизмов приходит к нам из других языков, попробуйте подобрать к иностранным фразеологизмам русские синонимы-фразеологизмы. (Выполнение задания №2). В какой ситуации мы можем ими воспользоваться?

Задание 2.

 

Подберите «отечественный» фразеологизм, одинаковый по значению с приведенными заимствованными, запишите эти фразеологизмы.

 

английский:    быть занятым как пчела,

французский:  стрелять из четырех ружей,

испанский:      выплевывать печенки,

немецкий:        не знать ни отдыха, ни покоя

русский:...........как белка в колесе

в поте лица и др.

 

английский:    бить воздух,

французский:  бить шпагой по воде,

испанский:      ходить кругами вокруг колодца,

немецкий:        обмолачивать пустую солому

русский:.............валять дурака

воду в ступе толочь и др.

- Задания для всей группы

 

§ Из каких профессий пришли эти фразеологизмы, объясните их значение? (слайд 6)

 

§ Угадайте фразеологизм по рисунку (слайд 7,8,9)

 

- Теперь давайте посмотрим, что получилось у нашего научного отдела, который работал со словарями. (Учащиеся группы пытаются самостоятельно объяснить значение кубанских фразеологизмов)

 

- Всей группой письменно выполняем задание №3

Задание 3.

Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

1. Оставшийся овес хр...нили к началу весе...их работ как зеницу ока.

2. Копейкин мой, можете вообразить себе, и в ус н...  дует.

3. Отделкой, ч...стотой ларец в глаза кидался.

 

- Блиц-опрос учащихся группы

Что это такое?

а) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос),

б) Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают (уши)

в) Он в голове у несерьезного человека, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги (ветер)

- Закрепление

 

Подведем итоги. Что нового о фразеологии узнали сегодня на уроке?

Как мы с вами оценим нашу работу? (слайд 10)

- Выставление оценок

- Домашнее задание: составить предложения с 5 фразеологическими оборотами.

Всем спасибо! (слайд  11)

Презентация