УПОТРЕБЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В РЕЧИ
Цели:
обучающая: обучить применению фразеологизмов в речи,
развивающая: развить представления учащихся об устойчивых сочетаниях слов: фразеологизмах, крылатых выражениях, пословицах, поговорках и т.д.
воспитательная: воспитать уважение к слову, к истории языка.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Объяснение материала (слайд 1).
Мы продолжаем изучать лексический состав языка. Сегодня мы поговорим о сложном и интересном языковом явлении.
Четырехлетняя девочка однажды спросила у мамы: «Когда наступит лето?» Мать ей ответила: «Очень скоро, не успеешь оглянуться». Девочка начала вертеться: «Оглядываюсь, оглядываюсь, а лета нет».
К.И.Чуковский «подслушал» этот случай в жизни. Итак, сегодня мы говорим с вами о фразеологии, или фразеологизмах, об устойчивых сочетаниях слов, то есть слова в составе фразеологизма теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все выражение в целом.
- (Вопрос учащимся) Что такое фразеологизмы и фразеологические обороты?
Фразеологизмы существуют в тесной связи с русской лексикой, помогают понять историю и характер народа, его отношение к достоинствам и недостаткам:
- мастер на все руки (человек, умеющий все делать, искусный во всяком деле)
- бить баклуши (бездельничать. Баклуши – чурбачки дерева, на заготовки для мастера-ложкаря, работа считалась пустячной, ее обычно выполняли подмастерья)
Фразеологизмы изучают очень серьезно, создаются словари. Один из таких словарей был составлен под редакцией А.И.Молоткова (демонстрация словаря, знакомство с его структурой), а другой словарь фразеологизмов говоров Кубани был составлен преподавателями Армавирского государственного педагогического института (демонстрация словаря, знакомство с его структурой).
(Четверо учащихся работают со словарями)
Задания для работы со словарями (Словарь фразеологизмов говоров Кубани)
Прочитайте фразеологизм, объясните его значение, придумайте с ним предложение, к каждой букве подберите новый фразеологизм, обращаясь к словарю фразеологизмов говоров Кубани.
Идти по миру. «Нищенствовать, просить милостыню»
Искать кости в молоке. «Капризничать, привередничать»
Давать рахубы. «Привести кого-то, что-то в надлежащий вид»
Тюльку травить. «Врать»
Играть в кулючки. «Прятаться»
Пришить язык. «Заставить замолчать»
Отведи и помилуй. «Пожелание кому-то избежать какой-то неприятности»
Молочко на вербу полезло. «Молока стало меньше»
Играть в кумушки «Бездельничать, сплетничать, сидя на лавочке у дома»
Разминуться с добротой. «Стать врагами»
Укусить и меду дать. «Вести себя лицемерно, скрывая свое истинное отношение к человеку»
Задания для 2 учащихся (работа с фразеологическим словарем):
Составьте фразеологизмы из «рассыпанных» слов, устно объясните их значения, составьте с двумя любыми фразеологизмами предложения, запишите их
во весь каши спустя не сваришь язык дух рукава длинный
во весь дух
каши не сваришь
длинный язык
спустя рукава
- Пока ребята будут выполнять задания, работая со словарями, мы с вами выполним задание №1
Задание 1
Составьте фразеологизмы, соединив слова из столбиков. С двумя фразеологическими оборотами составьте предложения.
курица в мешке
кот на сене
собака лапой
наплакал
Курица лапой, кот наплакал, собака на сене, кот в мешке
- А теперь давайте выясним, откуда фразеологизмы приходят в нашу речь.
По происхождению фразеологизмы условно можно разделить на три группы (слайд 3,4,5):
1) исконно-русские:
v водой не разольешь (очень дружно),
v орать во всю ивановскую (громко, кричать, голосить и т.д. Площадь в Кремле, на которой раньше оглашали указы, распоряжения и др.),
v зарубить на носу (запомнить. Нос - памятная дощечка неграмотных людей, на которой делались зарубки. Современный аналог – крестик на руке),
v баюшки-баю (от глагола баять, рассказывать сказки),
v человек в футляре (из рассказа А.П.Чехова, человек, отгородившийся от жизни, боящийся всего нового)
2) заимствованные из старославянского языка (источник – христианские книги)
v ищите и обрящете (ищите и найдете),
v хлеб насущный (необходимые средства для жизни)
3) заимствованные из других языков
v ахиллесова пята (слабое место),
v избиение младенцев (слишком строгие меры),
v панический страх
v NB – нотабене, обрати внимание,
v сальто мортале (переворот через голову в прыжке),
v терра инкогнита (земля неизведанная),
v а ля гер ком а ля гер (фр. На войне как на войне),
v се ля ви (ит. Такова жизнь),
v шерше ля фам (фр. ищите женщину).
Так как много фразеологизмов приходит к нам из других языков, попробуйте подобрать к иностранным фразеологизмам русские синонимы-фразеологизмы. (Выполнение задания №2). В какой ситуации мы можем ими воспользоваться?
Задание 2.
Подберите «отечественный» фразеологизм, одинаковый по значению с приведенными заимствованными, запишите эти фразеологизмы.
английский: быть занятым как пчела,
французский: стрелять из четырех ружей,
испанский: выплевывать печенки,
немецкий: не знать ни отдыха, ни покоя
русский:...........как белка в колесе
в поте лица и др.
английский: бить воздух,
французский: бить шпагой по воде,
испанский: ходить кругами вокруг колодца,
немецкий: обмолачивать пустую солому
русский:.............валять дурака
воду в ступе толочь и др.
- Задания для всей группы
§ Из каких профессий пришли эти фразеологизмы, объясните их значение? (слайд 6)
§ Угадайте фразеологизм по рисунку (слайд 7,8,9)
- Теперь давайте посмотрим, что получилось у нашего научного отдела, который работал со словарями. (Учащиеся группы пытаются самостоятельно объяснить значение кубанских фразеологизмов)
- Всей группой письменно выполняем задание №3
Задание 3.
Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
1. Оставшийся овес хр...нили к началу весе...их работ как зеницу ока.
2. Копейкин мой, можете вообразить себе, и в ус н... дует.
3. Отделкой, ч...стотой ларец в глаза кидался.
- Блиц-опрос учащихся группы
Что это такое?
а) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос),
б) Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают (уши)
в) Он в голове у несерьезного человека, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги (ветер)
- Закрепление
Подведем итоги. Что нового о фразеологии узнали сегодня на уроке?
Как мы с вами оценим нашу работу? (слайд 10)
- Выставление оценок
- Домашнее задание: составить предложения с 5 фразеологическими оборотами.
Всем спасибо! (слайд 11)